Методолог развивающих сред Дарья Масленникова
Ваш педагог по подготовке к публичным выступлениям Саша Джазовая

Если у вас есть опыт выступлений, то наверняка вы оказывались в дурацкой ситуации: вещаете вы что-то, комфортно скрестив на груди руки, в одной из них микрофон. Вдруг в голову врывается мысль, что вы неправильно стоите. Открытые ладони! Ими непременно нужно размахивать. Для пущей убедительности. Почти спонтанно взмахнули свободной рукой (той, что без микрофона, некоторые, правда, машут и самим микрофоном, но об этом отдельно), и тут… руку нужно куда-то деть! Обратно засовывать её под мышку нельзя. Оставить безжизненно висеть неудобно. Внимания и так не хватает, а тут ещё эта рука неприкаянная.

 

Если вы любите конкретный ответ на вопрос без дополнительной информации, переходите к пункту №4. Остальным мы расскажем подробнее.

 

К нам на курсы и на диагностику приходят очень приятные и обаятельные люди, которым необходимо выступать или уверенно вести переговоры. Всегда после пробного выступления мы спрашиваем, мол, чем вы выдали своё волнение? Поразительно! Как правило, ответа нет. Люди сосредоточены на содержании своей речи. Они не замечают, как поднимают плечи, как ходят по однообразному рисунку, как перекатываются с носков на пятки. Люди не замечают изменений своего голоса, как и не замечают сжатых кулаков. Они не отдают себе отчёта в том, что говорили слишком быстро, без пауз или, напротив, тянули эти невозможные а-а-а-а-а или э-э-э-э-э. Зато почти все стараются улыбаться и стоять в открытой позе. Одновременно скованность и открытость – нелепое сочетание!

 

Откуда это повальное увлечение открытыми ладонями? Мы разобрались, в чём тут дело, и думаем, что это заговор против спикеров. Иначе как объяснить то, что стольких людей ввели в заблуждение, рассказав им, что главное – это открытая поза, и не рассказав, что открытая поза в сочетании с напряжённостью читается аудиторией как обман? Как объяснить то, что почти во всех текстах даются невыполнимые советы, например, просто вести себя непринуждённо? НЕ-ПРИ-НУЖ-ДЁН-НО?! Вот так, запросто, легко и не спеша, с чувством, с толком, с расстановкой (то есть с паузами и акцентами), с уместными шутками, с остроумными замечаниями, бодрящими зал, вы выйдете и выступите. Просто потому, что вы теперь знаете, как надо. А раньше вы потели, забывали слова, у вас тряслись руки или сильно билось сердце просто из-за того, что вы не знали, что нужно вести себя непринуждённо. Это ловушка…

 

Давайте разберём несколько распространённых убеждений, которые сбивают с толку.

 

 

1

ЕСЛИ ЕСТЬ СТРАХ, НУЖНО СДЕЛАТЬ ВИД, ЧТО СТРАХА НЕТ

Нужно знать и принять тот факт, что для всех людей, за редким исключением, выступление – серьёзный стресс. Вас оценивают, вы что-то должны доказать, вы должны продемонстрировать уверенность, компетентность, владение темой, умение контактировать с залом… Очень много задач. Это мы ещё не упомянули слайды.

 

Волноваться при выступлении – это нормально с точки зрения организма. Как работает страх, что происходит с мозгом, что такое железа страха, как мы реагируем – об этом мы напишем отдельно. Проблема в том, что нам внушили, проявление волнения считается недопустимым, что его нужно скрыть, сделать вид, что его нет. В качестве рецепта всем прописывают маску лёгкости и уверенности.

 

«Сделать вид, что вы раскрепостились» и «раскрепоститься» – совершенно разные механизмы на уровне даже организма.

 

Не будем разворачивать аналогию с сексом, но напряжение и страх снимаются совсем не через насилие над собой и преодоление, а через постановку правильного дыхания. Тогда появится устойчивость к стрессу, когда вы научитесь правильно дышать, выработаете привычку. Волнение уйдёт, на его место придёт драйв.

 

 

2

Я ЛУЧШЕ ЗНАЮ, ЧТО СО МНОЙ ПРОИСХОДИТ ВО ВРЕМЯ ПУБЛИЧНЫХ ВЫСТУПЛЕНИЙ

Мы уже сказали, что публичное выступление – это сложная задача, то есть она сложена из нескольких других. В то же время из-за стресса объём внимания сужается, вы теряете некоторую долю остроумия, гибкости, лёгкости. Мониторинг своего состояния требует большого внимания к себе, требует способности подмечать свои движения, а также мышечный тонус. К этому мониторингу требуется ещё и умение распознавать сигналы тела, ума, эмоций. Опыт работы с нашими учениками показывает, что большинство людей не видят себя со стороны.

 

Выступающий почти никогда не отдаёт себе отчёта в том, как он держится, как он звучит.

 

Внимания еле хватает на содержание речи, на общую конфигурацию выступления. Если повезёт, он отслеживает реакции зала и уже в последнюю очередь отслеживает фрагментарно некоторые свои реакции. А теперь представьте себе, что спикер втянул голову в плечи (неосознанно, конечно) и что-то нам рассказывает. Это всего лишь реакция на стресс, но будем ли мы верить тому, кто пытается нас в чём-то убедить, а сам транслирует состояние страха. Ещё хуже неосознанно пожимание плечами. Тут совсем смешно: спикер что-то рассказывает и, сам того не замечая, посылает нам сигналы сомнения…

 

Конечно, лучший способ узнать о своей позе во время реальных выступлений – записать на видео или спросить знакомого. Нужно выбрать такого, кто с одной стороны не побоится сказать вам правду, а с другой стороны своей обратной связью не вселит в вас комплекс неполноценности. Это не шутки. О повальном неумении давать обратную связь и о том, как быстро научиться её давать, будет отдельный пост.

 

 

3

ЧТОБЫ ХОРОШО ВЫСТУПАТЬ ДОСТАТОЧНО РАЗОБРАТЬСЯ, КАК ЭТО ДЕЛАТЬ

Снова мимо. Мы спрашиваем у тех, кто пришёл на диагностический семинар, мол, зачем пришли. Если ответ – послушать, то сразу нотки пессимизма звучат в наших реакциях… Мы в 21 веке почти все знаем теорию. Будет нелишним сказать, что между знанием о той же открытой позе и привычкой к ней – пропасть. Манера речи вообще и манера выступления в частности – это целый комплекс привычек, которые нужно день за днём осознавать, вырабатывать, закреплять. О привычках мы поговорим отдельно. Помните, что все умения (то есть вы что-то попробовали, и у вас даже получилось), не доведённые до привычек повседневности, мгновенно разбиваются о стресс.

 

В стрессе работают только автоматизмы.

 

 

Диагностический семинар Узнать подробнее и зарегистрироваться

 

 

4

ЗАЛОГ УСПЕШНОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ – ОТКРЫТАЯ ПОЗА

Ну вот, добрались до главного вопроса этой статьи. Пора развести параметры позы – открытая/закрытая и свободная/напряжённая.

 

Три самых главных признака открытой позы – открытые ладони, прямой взгляд, нескрещенные ноги и руки. Соответственно, если что-то перекрещено, взгляд бегает или опущен, кисти рук за спиной, или сцеплены, или замкнуты – поза закрытая. Это, как мы уже говорили, считается страшным грехом выступающего.

 

Свободная же поза говорит нам об отсутствии напряжения. Это буквально отсутствие излишнего мышечного тонуса в руках, ногах, в зоне плеч и в других областях, где часто встречаются зажимы. Примеры – челюстной зажим (сжатые челюсти или «американская улыбка», натянутая на лицо), затылочный зажим (заставляет человека держать голову надменно, хотя сам он этого не замечает).

 

Как бы здорово вы ни отрепетировали открытые жесты, если в руках, в ногах, в туловище или на лице осталось напряжение, то аудитория читает вас и трактует это не в вашу пользу. Ладони-то вы демонстрируете, но в кистях, или плечах, да хоть в локтях, или пояснице – напряжение. Вас разоблачили. Все несовпадения, в том числе невербальные, трактуются как ложь. Даже если эта трактовка бессознательна, мозг включившийся в игру «разоблачать» найдёт в вашей речи к чему придраться. Ещё хуже — потеря внимания. С вами вроде и не спорят, но зал будто мёртвый или с вялой реакцией.

 

То есть поза открытая и напряженная – плохо! 

Если поза открытая и свободная – всё хорошо. Вы демонстрируете дружелюбность и искренность. Вам верят. Аудитория быстро оказывается с вами на одной волне, вы становитесь своим для аудитории.

Закрытая и свободная. Вроде и не хорошо, но и не плохо. Ваше естественное поведение будет восприниматься как более искреннее.

Закрытая и напряжённая. Вы транслируете страх и неуверенность. Вам никто не поверит, но теперь не из-за лжи, а потому что вы сами себе не верите.

 

 

5

ЕСЛИ Я ПРАВ, ЭТОГО ДОСТАТОЧНО ДЛЯ УБЕДИТЕЛЬНОСТИ

Когда мы кого-то слушаем, мы не воспринимаем информацию напрямую. Мы воспринимаем её через множество фильтров, один из которых – установка «искать подтверждение» или «разоблачать». Либо-либо.

 

Мозг слушателя либо на вашей стороне, и ищет подтверждение вашим словам, либо против вас, и ищет опровержение ваших слов.

 

Если вам удалось преодолеть себя, и справиться с волнением, то скорее всего, напряжение ушло в спазмы и мышечный тонус, что даёт скованность движений, которую не следует путать с оцепенением. Движения есть, но некоторая неестественность сбивает с толку. Запускается установка «разоблачать».

 

Запускается эта установка неосознанно. Не по вашему велению, мол, верьте мне. А по неосознанному сканированию множества параметров. Если нет противоречия – можно верить, если есть противоречие – ЛОЖЬ!!!

 

 

Резюмируем

Все сосредоточены на открытости позы, а гораздо важнее свобода, отсутствие напряжения.

Зажимы всегда будут настраивать аудиторию против вас. О злых шутках, которые с вами играют неосознаваемые зажимы поговорим при нашей встрече на диагностическом семинаре, приходите и получите профессиональную обратную связь. Вы сможете увидеть то, что раньше не замечали, сможете понять, возводите ли вы невидимый барьер между вами и аудиторией.

Профессионал увидит со стороны и разъяснит вам подтекст, который вы транслируете. Читайте подробнее и записывайтесь. Зелёная кнопка ниже.

Оставьте заявку на подарочный сертификат
Это хороший подарок.
Мы с Вами свяжемся, чтобы уточнить детали.